РАБОТАЕМ В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ

У строительных СРО есть еще восемь месяцев на исправление

Смена системы лицензирования на саморегулирование не искоренило в стройиндустрии коррупцию, не улучшило качество работ, а отсутствие единого реестра членов СРО вдобавок еще и породило новый вид мошенничества.

Козак и Мень дали СРО восемь месяцев на исправление

Саморегулирование в сфере строительства, как известно, рождалось в долгой борьбе с «глубоко порочной» системой лицензирования, порождавшей коррупцию и скверное качество строительных работ. Энтузиасты СРО боролись с этим пороком до тех пор, пока не искоренили его полностью – с 1 января 2010 года допуск на выполнение этих видов работ выдается только членам саморегулируемой организации.
С тех пор прошло более пяти лет, но и ныне действующая система саморегулирования, как и некогда «глубоко порочная» система лицензирования, увы, по-прежнему в избытке генерирует коррупцию, упрямо отказываясь при этом генерировать нужное качество работ. Правда, кое-что все-таки изменилось. Ведь взятки теперь строители предлагают не чиновникам, отвечающим за лицензирование, а сотрудникам аппарата Национального строительного объединения. Ну а те, как известно, от них не отказываются…
Что же касается качества работ, выполняемых членами СРО, то об этом в конце марта на расширенном заседании коллегии Минстроя довольно хорошо сказал зампред правительства Дмитрий Козак: «СРО как институт саморегулирования не состоялся. По-прежнему неясно, как расходуются их компенсационные фонды и выдаются допуски СРО… Качество строительства организаций, входящих в СРО, зачастую неудовлетворительное».
С позицией вице-премьера солидарен и глава Минстроя и ЖКХ Михаил Мень: «С Национальным объединением строителей и с вице-премьером Дмитрием Николаевичем Козаком мы договаривались о том, что в течение года этот институт либо состоится путем внесения изменений в законодательство, либо нужно будет поднимать вопрос на уровне руководства страны о целесообразности этого института в нашей сфере… Вокруг этого больше всего разговоров и коррупции… Мы двигались в сторону саморегулирования, уходя от государственного влияния на этот процесс, но вот что получилось. Если этими мерами не удастся выстроить нормальный механизм, то, как мы и договаривались, мы будем говорить о возвращении лицензирования в строительной сфере».
Дмитрий Козак также заметил, что для улучшения ситуации надо усилить финансовую ответственность саморегулируемых организаций за работу своих членов. Пакет соответствующих законов сейчас находится в разработке, либо уже обсуждается в Госдуме.

Единый реестр членов как средство против мошенничества

Но что толку в принятии новых законов, если они далеко не всегда исполняются. Например, в пункте 8 части 8 Статьи 55.20. ГрК РФ, сказано, что одной из основных функций национальных объединений СРО является: «…8) ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, форма которого утверждается органом надзора за саморегулируемыми организациями по согласованию с федеральным органом исполнительной власти…»
Следовательно, ведение единого реестра членов строительных СРО наряду с Ростехнадзором после принятия № 359-ФЗ возлагается еще и на Национальное объединение строителей, как впрочем, и на Национальное объединение изыскателей и проектировщиков (но он только что создан, поэтому пока не будем ему задавать вопросов). Но что за это время сделано НОСТРОем? Фактически ничего, если не считать абсолютного бесплодного аврала, устроенного ностройевцами в январе этого года по сбору данных в единый реестр.
Как мы уже говорили, этот сбор данных, по сути, закончился ничем, поскольку на сайте НОСТРОЙ так и не появился единый реестр членов СРО. А самое главное опять непонятно как НОСТРОЙ его собирается создавать и наполнять. В электронном виде на ностройевском сайте есть только «Реестр членов НОСТРОЙ», а также «Реестр исключенных членов СРО на 14 октября 2014 года». Ну а на большее – даже на то, чтобы актуализировать реестр исключенных членов СРО на более позднюю дату – аппаратных сил у Национального объединения строителей, похоже, пока не хватило.
А между тем отсутствие единого реестра членов СРО уже многие годы создает серьезные проблемы для подрядчиков и организаторов конкурсов и тендеров по выполнению строительных работ. Заказчики в ходе проверки допуска к работам у строительной, проектной или изыскательской компании или индивидуального предпринимателя, руководствуясь п.18 ст. 55.8 ГрК РФ, обращаются к реестру на сайте СРО, в которой последние состоят.
И когда у них нет такой возможности – из-за информационной закрытости коммерческих СРО – заказчики обращаются к реестру надзорного органа Ростехнадзора и в НОСТРОЙ. Но и там, увы, не находят нужной информации. Поэтому им сегодня остается только делать бумажный запрос в Ростехнадзор, НОСТРОЙ или НОПРИЗ. То есть по факту заказчикам приходиться терять массу времени с непонятным результатом. Поэтому сегодня единственная возможность проверить наличие допуска у члена СРО – сделать запрос в то СРО, которое и выдало ему предъявляемый заказчику допуск.
Но сегодня широко распространены платежи в компфонд в рассрочку. Причем, до момента оплаты всей суммы компфонда СРО хотя и выдает новому члену допуск к работе и другие необходимые документы, но сведения о его вступлении в СРО и оформленном допуске к работам в Национальное объединение и Ростехнадзор не передаются.
Ну а если заказчик направляет официальный запрос в СРО, о том есть ли у данной строительной организации или индивидуального предпринимателя допуск к работам, то от саморегулируемой организации ему, как правило, приходит положительный ответ. Так как именно это и гарантирует коммерческое СРО своему новоиспеченному члену. Таким образом руководители многих СРО фактически обманывают заказчиков, мошенничая с допусками. В результате в конкурсах и тендерах нередко побеждают строительные компании и индивидуальные предприниматели, не имеющие легитимного допуска к работам. А какое качество можно ждать от этих липовых строителей?
Справедливости ради стоит заметить, что до принятия ноябрьских поправок 2014 года в Градостроительный кодекс за составление единого реестра членов СРО отвечал Ростехнадзор. Но почему-то и у этого ведомства руки до него так и не дошли. Правда, формально на сайте Ростехнадзора есть реестры саморегулируемых организаций, входящих в строительные, проектные и изыскательские Национальные объединения. Опять же формально у этого ведомства есть и реестр членов СРО, входящих в НОСТРОЙ или НОПРИЗ. Но по факту там есть только его жалкое подобие – 7370 членов СРО. В то время как сегодня в сфере строительства работают около 300 тысяч компаний и индивидуальных предпринимателей, являющихся членами СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.
По имеющейся у автора этих строк информации, эти реестры для Ростехнадзора были составлены на основе программы, работающей и сегодня (sro.gosnadzor). Причем, все эти внесенные сведения в свое время были заверены ЭЦП (электронно-цифровой подписью) уполномоченного исполнительного органа СРО и были актуальны на момент их отправки. То есть… в 2012 году! В связи с этим возникает вопрос, что мешало Ростехнадзору в течение двух с лишним лет заниматься этим реестром, работая над улучшением этой программы.
17 апреля 2015 года,  на сайте НОСТРОЙ  появилось разъяснение: «В связи с многочисленными запросами о порядке ведения и предоставления данных для единого реестра членов саморегулируемых организаций сообщаем, что в настоящее время Национальным объединением строителей проводятся работы по разработке программы для ведения единого реестра членов саморегулируемых организаций на основании формы, утвержденной приказом Ростехнадзора от 25 марта 2015 года № 114. До момента запуска данной программы уведомления следует направлять в ранее используемой форме. Об изменении формы и формата предоставления сведений и уведомлений будет сообщено дополнительно».

Итак, НОСТРОЙ наконец-то решил вплотную заняться программой для ведения единого реестра членов СРО. Правда, из опубликованной информации не совсем понятно, собираются ли в Национальном объединении строителей самостоятельно заниматься разработкой этой программы, либо они хотят пригласить сторонних разработчиков. И если ностройевцы решили выбрать второй вариант, то почему ими до сих пор не объявлен открытый и честный конкурс? И почему с этим решением до сих пор тянут…
Тем более что время уже не терпит, поскольку в правительстве ждут до конца 2015 года радикального улучшения системы саморегулирования. После чего все строительные и проектно-изыскательские СРО могут расформировать, вернув «глубоко порочную» систему лицензирования. То есть до часа икс, когда из-за бездействия НОСТРОЙ все допуски к работам могут превратиться в абсолютно бесполезную макулатуру, осталось всего лишь восемь месяцев…

Владимир Брюков all-sro.ru