Проект Федерального Закона о контроле, призванный заменить ФЗ-294 прошел слушания

Комитет Государственной Думы по Регламенту и контролю 19 октября 2017 года провел совместно с Комитетом Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству и Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления парламентские слушания в ходе которых обсуждался подготовленный Минэкономразвития России проект федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Текст законопроекта доступен по ссылке

Законопроект вводит прогрессивные меры регулирования контрольно-надзорной деятельности: использование риск-ориентированного подхода, проверочных листов, внедрение в практику работы обязательности проведения профилактики нарушения обязательных требований, внедрение системы оценки эффективности и результативности контроль-надзора, широкое использование информационных технологий и т.д.

 

Большинство замечаний, высказанных в ходе «нулевого чтения» законопроекта, по словам куратора реформы госконтроля, министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова , «очень важны если не для тела законопроекта и принятия закона, то для правоприменения и реализации приоритетной программы по реформе госконтроля». Все предложения и презентации он попросил обобщить и направить в правительство, чтобы они были проработаны до рассмотрения документа на комиссии по законопроектной деятельности.

Открывая парламентские слушания, председатель комитета Госдумы по контролю и регламенту Ольга Савастьянова отметила важность формата публичного открытого диалога при принятии законов и «сверки часов» с теми, для кого эти законы принимаются. Работа над законопроектом о госконтроле, по её словам, проводилась с постоянной сверкой и согласованием со всеми заинтересованными сторонами.

Глава комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, в свою очередь, подчеркнул, что обсуждение законопроекта в стенах Думы — знаковое и долгожданное событие.

От того, каким будет принят законопроект, зависит состояние бизнеса и предпринимательской активности. “Это сигнал обществу о том, что власть готова сократить своё вмешательство в дела бизнеса. До разработки этого закона не было специального закона, регламентирующего контрольно-надзорную деятельность в Российской Федерации, — такая ситуация в корне неверна», — сказал депутат.

В законопроекте определяются органы государственного и муниципального контроля и надзора и устанавливается перечень основных понятий, а также перечень видов госконтроля. Надзорные органы обязаны будут принимать положения о каждом виде контроля и надзора и утверждать перечни обязательных требований, в противном случае проводить какие-либо проверки будет невозможно. Также законопроект вводит в обязательную практику проверочные листы — списки контрольных вопросов, которыми должны будут руководствоваться инспекторы при проведении проверок. С помощью публичных чек-листов предприниматели смогут самостоятельно проверить, насколько у них соблюдены все требования безопасности.

Кроме этого, законопроект вводит общие подходы к оценке результативности и эффективности государственного и муниципального контроля и устанавливает требования к информационным ресурсам в сфере госконтроля. Работа инспекторов будет оцениваться не по числу проведённых проверок и выписанных штрафов, а по динамике снижения смертности, травматизма и экономического ущерба.

Главной новацией законопроекта является внедрение в надзорных ведомствах систем управления рисками. Основным инструментом снижения избыточного давления на добросовестный бизнес будет переориентация контроля на объекты повышенного риска и на граждан и организации, систематически допускающих грубые нарушения законодательства. Предприятия, отнесённые к низкой категории риска и добросовестно соблюдающие законодательство, будут освобождены от плановых проверок.

В качестве примера отсутствия какого-либо риск-ориентированного подхода глава Минэкономразвития привёл проверки Росздравнадзора в Большом театре и Роструда в ЦУМе, по итогам которых за незначительные нарушения были наложены существенные штрафы.

Михаил Абызов раскритиковал подход Счётной палаты, при котором низкие объёмы штрафов, собранные надзорными ведомствами в регионах, расцениваются как ущерб бюджету. Этот подход, как подчеркнул министр, противоречит главному принципу реформы госнадзора — уходу от «палочной» и репрессивной системы и переходу к профилактике. Штраф должен стать негативным событием для надзорного органа, главное — снижение рисков для жизни и здоровья, согласился Максим Орешкин.

Правительство постаралось объединить многочисленные инициативы по изменению системы госконтроля, в том числе те наработки, которые были реализованы в рамках ФЗ-294, и предложить своего рода кодекс государственного и муниципального надзора. В основе работы лежит обеспечение государственного надзора правильными механизмами и инструментами, которые гарантировали бы безопасность жизни, здоровья и интересов граждан. Если мы говорим о таких резонансных случаях, как банкротство “ВИМ-Авиа”, вспышка ящура в Башкортостане, обманутые дольщики — это тоже вопрос государственного контроля и надзора. Здесь нет простых рецептов и крайних позиций: максимально освободить бизнес от избыточного надзора или максимально усиливать контроль и надзор для реагирования на нештатные ситуации», — подчеркнул Михаил Абызов.

Законопроект о госконтроле в его текущей версии, по мнению министра, обеспечивает правильный баланс интересов граждан и бизнеса. В то же время тут нет полностью удовлетворённых сторон, заметил он. Надзоры считают этот закон очень либеральным, а бизнес — очень жёстким.

В то же время в качестве недостатка документа он отметил выпадение из сферы его влияния целого ряда видов контроля, в том числе налогового, таможенного и валютного. Кроме того, в законопроекте осталась норма о том, что бизнес должен оплачивать экспертизы, которые назначены при осуществлении госконтроля. Законопроект также допускает осмотр территорий и помещений.

Он выразил опасения в связи с планируемой отменой ФЗ-294 о защите прав предпринимателей при осуществлении контрольно-надзорной деятельности и призвал перенести из него все концептуальные нормы в новый закон. Принцип «сначала предупреди, потом штрафуй», по его мнению, должен стать краеугольным камнем системы госконтроля.

По словам Михаила Абызова, сейчас прорабатывается предложение распространить на крупный бизнес норму, согласно которой при выявлении первичного административного нарушения выносится только предупреждение. Сейчас она действует лишь в отношении предприятий малого бизнеса.

В законопроекте, по словам Анастасии Алехнович, не определён чёткий правовой механизм ликвидации обязательных требований. Это основная проблема, с которой сталкиваются поднадзорные субъекты. Так, Роспотребнадзор, по её словам, считает крайне важным измерять температуру горячих блюд на предприятиях общепита — и это уже прописано в чек-листах, которые подготовило ведомство.

Заместитель председателя правительства Московской области Максут Шадаев, в свою очередь, отметил важность внедрения информационных технологий в контрольно-надзорной деятельности и перевода переписки инспекторов с проверяемыми в электронный вид. Информация о проверках должна быть открытой, а без информационных технологий решить задачу сокращения проверок невозможно, подчеркнул он.

Реализуя наш проект, безусловно, мы уделяем большое внимание внедрению новых технологий. Мы говорим про проверку, которая в будущем станет своего рода пережитком прошлого. На сегодняшний день новые технологии позволяют в дистанционном режиме получать всю необходимую и объективную информацию о поднадзорных субъектах, внедряются элементы дистанционного контроля. Крупные промышленные мероприятия уже эти системы имеют и готовы предоставлять данные. Кроме того, необходимо через систему личных кабинетов, которая себя хорошо зарекомендовала в работе ФНС, обеспечить дистанционный интерфейс взаимодействия поднадзорных субъектов, предпринимателей с надзорным органом», — отметил Михаил Абызов

Самое главное — зафиксировать преемственность между законом 294-ФЗ и новым законом, подчеркнул первый зампред комитета Госдумы по образованию и науке Геннадий Онищенко. А отвечать за качество продукции должен в первую очередь предприниматель, а не надзорный орган, уверен экс-глава Роспотребнадзора. Если произошла вспышка ящура, значит, предприниматель сам довёл хозяйство до такого состояния, пояснил он.

В законопроекте о государственном контроле нужно прописать участие гражданского общества в надзорных мероприятиях. Нужно использовать опыт закона о защите прав потребителей и делегировать его в этот закон. Чтобы гражданское общество на полноправных основаниях и участвовало в надзорных мероприятиях, и несло ответственность за это. Эта тема принципиальная, она должна найти отражение в новой редакции законопроекта», — предложил Геннадий Онищенко.

Что касается других озвученных в ходе обсуждения предложений, то министр особо отметил необходимость наведения порядка с внеплановыми проверками, которые проводятся по жалобам.

Поддерживаю ревизию оснований для проведения внеплановых проверок, чтобы значительно сократить количество внеплановых проверок и повысить их качество. Сегодня основанием для проведения внеплановых проверок являются жалобы. Уже не анонимные, но зачастую они используются для сведения экономических счётов и недобросовестной конкуренции. Нам необходимо риск-ориентированный подход, применяемый при плановых проверках, распространить на внеплановые. То есть надзорный орган при первой жалобе не будет выскакивать на внеплановую проверку, если этот объект не относится к высокой категории риска, а жалоба не связана с возможностью нанесения существенного ущерба», — сказал Михаил Абызов.

В таких случаях, по его словам, должны использоваться другие способы реагирования на жалобы: дистанционное предупреждение и последующая самостоятельная диагностика и устранение нарушений предпринимателем. 90% таких нарушений могут быть устранены до прихода инспектора, отметил министр. Он напомнил, что на 450 плановых проверок сейчас приходится 950 внеплановых.

Михаил Абызов также сказал о необходимости саморегулирования и повышения внутрицеховой культуры в бизнесе. Добросовестный бизнес, по его словам, сегодня жалуется, что выполняет требования государства, а недобросовестный бизнес тем временем использует нюансы законодательства, чтобы выпускать некачественную продукцию, сокращать затраты и недобросовестно конкурировать.