МЧС России предлагает изменить в риск-ориентированную модель проверок

Изменения по корректировке модели риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного пожарного надзора (далее – ФГПН) подготовлены в целях дальнейшей концентрации усилий органов государственного пожарного надзора (далее – ГПН) в отношении объектов защиты, характеризующихся повышенными рисками.

Проект постановления Правительства Российской Федерации
‎«О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – проект постановления) разработан в соответствии со статьей 8.1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)» в целях реализации Основ государственной политики Российской Федерации в области пожарной безопасности на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 1 января 2018 г. № 2, а также в рамках исполнения контрольных точек 17.1.1-17.1.5, 18.1.1-18.1.3, 19.1.1-19.1.5 Паспорта реализации проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

 

Проектом постановления предусматривается введение в риск-ориентированную модель, используемую при осуществлении ФГПН категории «чрезвычайно высокий риск», увеличив количество категорий риска, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – постановление Правительства № 290) до шести и приведя риск-ориентированную модель к базовой модели определения критериев и категорий риска, утвержденной протоколом заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации «Реформа контрольной и надзорной деятельности» от 31.03.2017 № 19(3).

В документе предлагается сроки проведения  плановых проверок объектов защиты в зависимости от присвоенной категории риска осуществлять со следующей периодичностью:

для категории чрезвычайно высокого риска – один раз в год;

для категории высокого риска – один раз в 2 года;

для категории значительного риска – один раз в 3 года;

для категории среднего риска – не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории умеренного риска – не чаще чем один раз в 6 лет.

При этом часть объектов защиты, на которых осуществляются виды деятельности в вышеуказанных областях, переводятся из категории высокого риска в категорию чрезвычайно высокого риска, с периодичностью проведения плановых проверок, соответствующей периодичности, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944.

В соответствии с критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований объекты защиты относятся к следующим категориям риска:

а) к категории чрезвычайно высокого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты дошкольного и начального общего образования;

объекты основного общего и среднего (полного) общего образования;

объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей на время каникул;

объекты, на которых осуществляется предоставление социальных услуг с обеспечением проживания;

б) к категории высокого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, на которых осуществляется оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного и умеренного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;

в) к категории значительного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся к особо опасным, технически сложным и уникальным объектам в соответствии со статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

объекты, включенные в перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф1.1 (кроме объектов, относящихся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска), Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф4.1 (кроме объектов, относящихся к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска) и Ф4.2;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1, в которых располагаются опасные производственные объекты I, II, и III классов опасности;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся складскими зданиями государственного материального резерва, зданиями книгохранилищ и архивов федерального значения, зданиями таможенных терминалов;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.2, Ф3.3, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них более 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой 28 метров и более;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.1, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, имеющие общую границу с лесными участками;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф3.7;

г) к категории среднего риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой 28 метров и более;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.2, Ф3.3, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них от 50 до 200 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой от 15 до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по пожарной и взрывопожарной опасности к категориям А, Б и В;

наружные установки, относящиеся к категориям АН и БН по взрывопожарной и пожарной опасности;

д) к категории умеренного риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф3.1, Ф3.2, Ф3.3, Ф3.5 и Ф3.6, с возможным пребыванием на них менее 50 человек одновременно;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф4.3, высотой до 15 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.3, высотой до 28 метров;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классам Ф2.3, Ф2.4 и Ф4.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.1 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска и плоскостных стоянок для автомобилей) и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.3 и по взрывопожарной и пожарной опасности к категориям Г и Д;

наружные установки категорий ВН, ГН и ДН по взрывопожарной и пожарной опасности;

садовые, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (кроме объектов, относящихся к категории значительного риска);

е) к категории низкого риска относятся следующие объекты защиты:

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф1.4;

объекты, относящиеся по функциональной пожарной опасности к классу Ф5.2 и являющиеся плоскостными стоянками для автомобилей;

временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки;

иные объекты защиты.»;