РАБОТАЕМ В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ

Президенту предлагают решения по сокращению надзора

В настоящий момент в Правительстве и Администрации Президента Российской Федерации развернулась нешуточная борьба за варианты реформы контрольно-надзорной деятельности.

Так, РБК удалось ознакомиться с рабочими материалами, которые были представлены в экспертный совет при правительстве РФ и могут лечь в основу итогового доклада президенту о реформе контрольно-надзорных функций. То, что этот документ был представлен министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову, подтвердили правительственный чиновник и эксперт, который привлекался к подготовке предложений по этому вопросу. «Сейчас эти предложения находятся на рассмотрении у руководителя аппарата правительства вице-премьера Сергея Приходько, который сводит итоговый доклад для президента», — рассказал РБК источник в Белом доме, отметив, что эти материалы готовились при участии Российской академии народного хозяйства при президенте (РАНХиГС). Другой правительственный чиновник рассказал, что в аппарат были внесены и другие документы по новой административной реформе — в частности, свои предложения представляло Минэкономразвития. Ожидается, что итоговый документ окажется у президента 1 декабря.

Реформа контрольно-надзорных функций исполнительной власти может обернуться масштабной оптимизацией всей структуры правительства, отмечают собеседники РБК. Согласно рабочим материалам, ключевое предложение, которое влечет за собой и изменение всей структуры исполнительной власти, — это формирование системы федеральных надзоров. Речь идет о создании 9 надзоров (см. схему). Эти ведомства предлагается подчинить напрямую Белому дому, сосредоточив в них все надзорные функции. Сейчас контрольно-надзорные функции выполняются федеральными службами, подчиненными профильным министерствам, или напрямую министерствами. Некоторые службы, например таможня, выведены под прямой контроль правительства. Всего действует 34 федеральные службы. При этом, по данным Минэкономразвития, которые цитируются в документе, 80% проверок приходится только на 7 контрольно-надзорных органов: МЧС, МВД, ФНС, Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Роструд и Россельхознадзор.

В основу подхода об оптимизации структуры исполнительной власти лег «принцип экономичности». Например, экономия на укрупнении служб оценивается в 450 млн руб. в год в ценах 2012 года. Создание компактного числа надзоров повлечет и укрупнение надзорных функций, что также позволит экономить на операционных расходах. Например, говорится в документе, себестоимость выявления нарушения Рособрнадзором оценивается в 60 тыс. руб. Выявленное нарушение Роскомнадзора оценивается в 348 тыс. руб. Кроме того, переподчинение надзора правительству обеспечит независимость деятельности от профильных министерств, добавляет источник РБК в правительстве.


 

Одновременно с этим,  по мнению Минэкономразвития сокращать надо не число министерств, а число контролеров и проверок. Некрупный бизнес может получить одно окно для всех проверок, остальным предложен принцип «один риск — один контролер».

Создание «объединенных» инспекций на региональном или муниципальном уровне, которые проверяли бы только определенный круг небольших предприятий (например, общепит) по типовому набору требований в режиме одного окна, — таково одно из предложений по оптимизации контрольно-надзорной деятельности, которые Минэкономразвития на прошлой неделе направило в Белый дом министру Михаилу Абызову. О предложениях РБК рассказали два источника в экономическом блоке правительства.

Проверки по принципу одного окна могут стать «компромиссом между серьезным перераспределением полномочий и оптимизацией структуры контрольно-надзорных органов», говорит федеральный чиновник, пересказывая текст письма, направленного в правительство. «Объединенные» инспекции предлагается создавать на региональном или муниципальном уровне. Их собираются ориентировать на надзор за соблюдением обязательных требований, связанных с «ограниченными» рисками, возникающими в деятельности определенного круга предприятий. Для этого предлагается выделить перечень таких рисков и предприятий. Например, предприятия общественного питания с определенной мощностью, розничные магазины малого формата, производственные мастерские, небольшие производства. В отношении этих предприятий следовало бы составить типовой набор наиболее важных требований из различных сфер. Речь идет о пожарных, санитарных, ветеринарных, трудовых и природоохранных требованиях, которые и должен будет проконтролировать один инспектор.