Госдума не допустит к третьему чтению проекты без подзаконных актов

duma_gov_ruГосдума не допустит к третьему чтению законопроекты, к которым министерства не предоставят необходимые подзаконные акты
На этой неделе Госдума внесла знаковые изменения в свою работу, которые эксперты расценивают как начало усиления позиций парламента в системе государственной власти. В думский регламент сделаны поправки, согласно которым к третьему чтению законопроектов Правительство обязано представить депутатам подзаконные акты, направленные на реализацию принимаемых документов. В противном случае законопроекты не обретут форму закона.

Срыв сроков похож на саботаж

Гражданам не всегда понятна роль подзаконных актов в работе того или иного закона. Между тем документы, которые под каждый нормативный акт готовит Правительство, регламентируют исполнение этого нормативного акта и конкретизируют реализацию тех или иных его положений. Без них практически любой закон — как лодка без вёсел. И любое промедление с выработкой подзаконных актов к принятому Госдумой, одобренному Советом Федерации и подписанному президентом закону делает такой закон нерабочим.

Взять, к примеру, недавно принятый закон, регулирующий деятельность коллекторов — взыскателей, а точнее, «выбивателей» долгов. Немало россиян уже ощутили на себе, как правило, безобразные методы их работы. Вот почему ещё в 2014 году законодатели устанавливали ряд ограничений как для коллекторских агентств, так и для коллекторов. Но ограничения не действуют, причём до сих пор, потому что порядок их применения должны расписать подзаконные акты, которых нет.

Другой пример — принятые в Закон «Об отходах производства и потребления» поправки. Законодательные коррективы, в частности, создающие условия для развития мусороперерабатывающих производств в субъектах РФ, пробуксовывают уже два года из-за неготовности подзаконных актов. На заседании со статс-секретарями министерств, прошедшем 2 декабря, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко назвала это если не саботажем, то умышленным бездействием профильных министерств и ведомств. И тем не менее Правительство попросило отсрочку — ни мало ни много, но ещё на два года.

Складывающаяся вокруг проблемы подзаконных актов ситуация серьёзно обеспокоила и Государственную Думу. Буквально на днях под руководством вице-спикера палаты Ирины Яровой начался мониторинг законов, которые должны вступить в силу с января 2017 года. Оказалось, что подзаконных актов нет по целому ряду важнейших инициатив. Это, в частности, законы о регистрации прав на недвижимость, об универсальной электронной карте, о государственной информационной системе ЖКХ. Ирина Яровая назвала это «вопиющим фактом», тем более что многие из указанных законов уже подписаны главой государства.

Депутаты выразили намерение попросить Дмитрия Медведева привлечь к ответственности должностных лиц, по вине которых сорваны сроки вступления в силу федеральных законов. На кого-то это уже возымело действие. В частности, Минюст на этой неделе заверил, что вся работа над подзаконными актами к закону о коллекторах будет завершена до нового года. Но это, понятно, не выход их положения. Группа сенаторов и депутатов разработала изменения в закон о парламентском контроле, согласно которым правительственные законопроекты должны вноситься в парламент только вместе с подзаконными актами или их проектами. Путь оказался неприемлемым. Валентина Матвиенко, отвечая на вопрос «Парламентской газеты» на большой пресс-конференции по итогам года, объяснила: для того, чтобы поправки заработали, надо менять и конституционный закон о Правительстве.

Это непростая процедура, хотя Матвиенко и является давним сторонником усиления парламентского контроля за работой кабмина. Тогда в Госдуме нашли другой путь — поправить свой регламент. 21 декабря в него были внесены изменения, касающиеся законопроектов, которые затрагивают вопросы соцподдержки граждан и бюджетных расходов. Теперь Совет Думы будет назначать третье чтение таких проектов только после получения от Правительства полной информации о необходимом пакете подзаконных актов. Если же закон имеет отложенный срок вступления в силу, то при третьем чтении Госдума называет дату, к которой Правительство должно отчитаться о готовности нормативных актов.

Такая поправка устраняет двусмысленность в работе над принятием законов. В этом уверен депутат Андрей Исаев: «Теперь выходят закон и одновременно с ним подзаконные акты. Мы не редактируем подзаконные акты, но парламент вправе требовать от Правительства подробную информацию об их содержании». По мнению же вице-спикера от фракции КПРФ Ивана Мельникова, изменения в думском регламенте простимулируют кабмин успевать за работой парламентариев, которая в седьмом созыве стала ещё активнее.

Ветви власти «бодаться» не будут
Теперь думцам предстоит обсудить новый механизм работы в аппарате Правительства и лично с вице-премьером Сергеем Приходько. Такое совещание намечено на начало следующего года — об этом сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Думаю, что мы в рабочем порядке многое можем сделать», — считает он.

В Совете Федерации также подтвердили, что в Правительстве не намерены блокировать инициативу депутатов — глава комитета по Регламенту, сенатор Вадим Тюльпанов сообщил «Парламентской газете», что необходимые изменения в регламент работы Правительства могут появиться уже к февралю 2017 года. Оно и неудивительно — Дмитрий Медведев не только возглавляет кабмин, но и председательствует в партии «Единая Россия». А именно единороссы сегодня ратуют за усиленный спрос парламента с правительственных чиновников.

По мнению экспертов, новый режим взаимодействия между кабмином и парламентом согласованы не только с главой Правительства, но и с президентом. Это означает, что две ветви власти — исполнительная и законодательная — не начнут бодаться друг с другом и делить сферы влияния, уверен политолог Леонид Поляков. «Речь идёт о том, чтобы выстроить максимально эффективную систему политического управления в стране — как на ближайшее время, так и на будущее», — сказал он «Парламентской газете».