Проверочный лист для инспектора МЧС и снижение нагрузки на бизнес

28976c0a4664e7afcc582756b7d91bd3МЧС России разработало документ, который определяет дополнительные требования для снижения административной нагрузки на бизнес-сообщество. Данный нормативно-правовой акт одобрен Правительством Российской Федерации.

В постановлении от 22 июля 2017 года №864 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля» предусмотрены положения, предусматривающие внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны и федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также применение проверочных листов в рамках проведения плановых проверок при указанных видах надзора.

Все поднадзорные объекты будут отнесены к одной из четырех категорий риска с периодичностью проведения плановых надзорных мероприятий раз в 2 и 3 года и не чаще, чем раз в пять лет, в отношении категории низкого риска плановые проверки не проводятся.

При этом, при соблюдении всех обязательных требований объект надзора будет вправе подать заявление на переход в другую, более низкую категорию риска, где частота проведения проверок также снизится.

Изложенные подходы к организации и осуществлению надзорных функций дадут возможность сосредоточить основное внимание надзорных органов на силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также на объектах, представляющих потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, вводится новая для должностных лиц надзорных органов обязанность по использованию проверочных листов. Теперь предмет плановой проверки ограничивается исключительно перечнем вопросов, включенных в эти проверочные листы.
Структура и форма проверочного листа:
Первый – краткая характеристика объекта защиты. Второй – чек-лист, в котором приводится перечень проверяемых вопросов. Третий – выводы по результатам осмотра и предложения по совершенствованию уровня противопожарной защиты.

Также разработаны формы проверочных листов для отдельных зданий организаций торговли, садоводческих, огороднических, дачных объединений граждан и некоторых других объектов.

Утверждение этих чек-листов упростит жизнь не только пожарным инспекторам, но и проверяемым лицам: с их помощью объект защиты может пройти “самопроверку” и подготовиться к предстоящей плановой проверке.
Напомним, что при проведении проверки с использованием проверочного листа заполненные чек-листы будут прикладываться к акту проверки.
Одновременно, перечень вопросов, содержащихся в поверочных листах, планируется ограничить только теми обязательными требованиями, соблюдение которых является наиболее значимыми с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Внедрение указанных новых принципов правового регулирования надзорной деятельности позволит максимально снизить административное давление на предпринимательское сообщество и выстроить гармоничные, понятные и прозрачные отношения между властью и бизнесом.

МЧС России реализует проект приоритетной программы «Совершенствование функций государственного надзора МЧС России» по реформированию контрольно-надзорной деятельности, основные параметры которого одобрил в конце 2016 года президиум президентского Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Система риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора позволила сократить количество проверок за два последних года на 40%. В два раза сокращено количество принимаемых административных мер. Эти тенденции сохранились и в первом полугодии текущего года. Количество плановых проверок снижено на 34,4%, внеплановых – уменьшено на 34,6%.