РАБОТАЕМ В ОБЫЧНОМ РЕЖИМЕ

Поручения Премьера РФ о противодействии коррупции при госзакупках

Минэкономразвития, Минфин и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов с участием Банка России, Счётной палаты РФ и Экспертного совета при Правительстве РФ должны в срок до 14 октября принять меры по совершенствованию мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием, в том числе инфраструктурных проектов, финансируемых в рамках федеральных целевых программ и за счёт средств Фонда национального благосостояния. Такое указание дал Премьер-министр Дмитрий Медведев во исполнение поручений главы государства Владимира Путина по итогам заседания Совета при Президенте по противодействию коррупции, которое состоялось 26 января.

В ноябре прошлого года Дмитрий Медведев утвердил правила, определяющие порядок мониторинга реализации крупных проектов с государственным участием и критерии оценки возможности коррупционных проявлений в этом процессе. Проведение такого мониторинга было предусмотрено Национальным планом противодействия коррупции на 2014–2015 годы. Активное участие в разработке критериев оценки коррупционных рисков принимал Экспертный совет при Правительстве РФ.

Большинство предложений экспертов были учтены в итоговом документе. В отчёте о мониторинге реализации крупных проектов с госучастием, в частности, должна быть отражена информация о распорядительных, контролирующих и согласующих органах власти федерального, регионального и муниципального уровня: какие конкретно чиновники и руководители госкомпаний отвечают за реализацию проекта, сколько из них было назначено незадолго до старта проекта. Включены в форму отчёта и предложенные Экспертным советом вопросы о затратах на внешнюю инфраструктуру и источниках соответствующих денежных средств, о характере оборудования, используемого при реализации проекта. Особое внимание в ходе мониторинга должно уделяться анализу привлечения и работы субподрядных организаций на этапе строительных работ.

По экспертным оценкам, на строительство приходится 80–90% всего бюджета, заложенного на реализацию инфраструктурного проекта. Именно на этой стадии наиболее высок риск коррупционных действий, вывода средств. Поэтому важно вовремя обратить внимание на предпосылки подобных действий», — считает Михаил Абызов.

В соответствии с правилами, крупными проектами признаются проекты, которые реализуются в рамках указа Президента, ФЦП или федеральной адресной инвестиционной программы, полностью или частично финансируются (в объёме не менее 5% сметной стоимости) за счёт средств федерального бюджета и (или) Фонда национального благосостояния, а сметная стоимость проекта составляет от 8 млрд рублей.

Главные распорядители средств федерального бюджета, ответственные за реализацию крупных проектов, согласно утверждённым правилам, должны ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом, представлять отчёты о мониторинге реализации крупных проектов в Минэкономразвития. На их основе министерство формирует сводный доклад, который направляется в Счетную палату РФ, Правительство РФ и Экспертный совет при Правительстве.

Другие указания премьера, данные во исполнение поручений Президента, касаются борьбы с коррупцией в сфере госзакупок. Так, Минэкономразвития, Минфину и ФАС поручено до 15 сентября представить предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, регламентирующих порядок подготовки решения об осуществлении закупок у единственного поставщика и введение в случае необходимости ограничений на привлечение к исполнению контракта субподрядчиков.

Кроме того, этим ведомствам необходимо будет подготовить предложения, направленные на установление запрета для органов государственной власти осуществлять закупки работ и услуг, в случае если их выполнение непосредственно отнесено к функциям этого госоргана.

Минюсту вместе с Минэкономразвития, Минфином и ФАС России поручено разработать предложения об усилении уголовной ответственности за хищения при осуществлении госзакупок.

На повышение прозрачности системы госзакупок и минимизацию коррупционных рисков направлен Федеральный закон 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступил в силу 1 января 2014 года. Экспертный совет при Правительстве ведёт информационное и методологическое сопровождение внедрения контрактной системы. Эксперты ранее отмечали, что пока система госзакупок работает недостаточно эффективно. В декабре прошлого года Дмитрий Медведев поручил Минэкономразвития, Минфину и министру РФ Михаилу Абызову совместно с ОНФ проработать вопросы, касающиеся максимального использования возможностей единой системы для противодействия коррупции при осуществлении госзакупок и корректности используемой в единой системе нормативно-справочной информации.