К I съезду СРО в области пожарной безопасности

20 мая 2015 года в Москве состоится I Всероссийский Cъезд некоммерческих организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области обеспечения пожарной безопасности. Главным инициатором съезда стал Национальный союз организаций в области обеспечения пожарной безопасности (НСОПБ). В канун этого важного события журналист портала «Все о СРО» взял интервью у Николая Афанасьева, директора департамента НСОПБ по организации саморегулирования.

-Уважаемый Николай Викторович, хочу спросить, с какой целью Вы собираете I Всероссийский Съезд СРО в области пожарной безопасности? Почему за пять лет существования у Национального союза до этого руки не доходили? Каковы главные вопросы повестки съезда? Сколько ожидаете делегатов съезда и приглашенных гостей? Что съезд даст для развития СРО в области пожарной безопасности?

Хочу сразу обратить внимание, мы собираем I Всероссийский Съезд некоммерческих организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих деятельность в области обеспечения пожарной безопасности. Согласитесь, это более широкое понятие, чем СРО. «Саморегулируемая организация» – это статус.

В нашей отрасли достаточно большое количество некоммерческих объединений, которые по ряду причин не получили или на настоящий момент не торопятся его получить. С момента принятия Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» прошло уже более 7 лет. И саморегулирование в различных сферах предпринимательской деятельности развивалось с присущей им различной спецификой. В одних отраслях отход от базового закона произошел в большей степени, в других – в меньшей. В одних сферах деятельности пошли по пути обязательного, в других – добровольного саморегулирования.

Сегодня Министерством экономического развития РФ принята «Концепция совершенствования механизмов саморегулирования в Российской Федерации», готовится базовый закон о саморегулировании, который будет принят в ближайшее время. Кроме того, приняты еще две важные концепции, которые в большой степени влияют на предпринимателей, работающих в области обеспечения пожарной безопасности: Концепция развития федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, принятая МЧС России; Концепция развития негосударственной сферы безопасности до 2020 года.

Поэтому, в настоящий момент, есть все предпосылки для того, чтобы всей нашей отрасли обеспечения пожарной безопасности собраться, подвести итоги развития за пять лет, обсудить концепции, сверить их с предпринятыми нами действиями, выразить свое отношение к упомянутым выше документам, довести его до сведения Правительства РФ и наметить пути дальнейшего развития.

Что касается «не доходили руки». Тут я с Вами не соглашусь. Для созыва Cъезда необходимо, чтобы появились условия для перехода отрасли на рельсы саморегулирования, то есть юридическая форма передачи ряда функций регулирования в экономики от государства самому бизнес-сообществу Премьер-министр России Дмитрий Медведев 29 января этого года заявил: «Курс на снижение присутствия государства в экономике является очевидным и лучшим антикризисным средством предоставления большей свободы бизнесу».

Таким образом Правительство готово продолжить курс на снижение роли государства в экономике. Но может ли государство передать эти функции просто так – «Берите и регулируйте»? Естественно нет! Оно должно понимать, кому передается право регулировать ту или иную сферу. Поэтому основным условием передачи становится готовность бизнес-сообщества к такому регулированию.

Наличие соответствующих институтов бизнес-сообщества, его ответственности и готовности принять на себя регулирование – вот основные критерии, при которых государство будет передавать ряд своих регуляторных прав. Поэтому бизнес-сообществу нужно показать государству свою состоятельность и компетентность. Мы считаем, что сегодня бизнес-сообщество нашей отрасли готово взять на себя регуляторные функции.

Вопросы развития саморегулирования поднимались НСОПБ на протяжении всего своего существования. На базе НСОПБ создана Рабочая группа по развитию саморегулирования в области пожарной безопасности. В состав Рабочей группы вошли представители более 35 некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность от Владивостока до Севастополя и Калининграда. Только за последние полгода Рабочая группа провела 4 заседания, где и было принято решение о созыве Съезда.

По нашим данным, в России зарегистрировано более ста некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в сфере пожарной безопасности, с реестром которых, можно ознакомиться на сайте НСОПБ. Из них 39 имеют статус СРО. Свое желание участвовать в работе Съезда подтвердили 21 саморегулируемая организация и более 30 объединений, не имеющих этого статуса. На Съезд приглашены представители законодательной власти, МЧС России, Минэкономразвития России, Минпромторга России, Общественной палаты РФ, РСПП и других общественных объединений. Мы надеемся, что предстоящий Съезд, благодаря широкому участию в нем бизнеса и принятым решениям, даст новый импульс к развитию сферы обеспечения пожарной безопасности и ускорению передачи регуляторных функций бизнес-сообществу.

Вашему Национальному союзу организаций в области обеспечения пожарной безопасности в этом году 7 сентября исполнится пять лет. В связи с этим возникает вопрос, почему тогда было принято решение о его создании, тем более что вступление в СРО в области пожарной безопасности до сих пор является делом сугубо добровольным, а не обязательным? Опыт многих отраслей говорит, что добровольное членство в СРО тормозит там развитие обязательного саморегулирования.

НСОПБ был создан по инициативе организаций, осуществляющих работы и оказывающих услуги в области обеспечения пожарной безопасности, на всей территории РФ с целью объединения и консолидации усилий. За пять лет о НСОПБ многие знают, нас узнают, признают, к нам прислушиваются и обращаются за помощью. Многое уже пройдено, но еще больше нам предстоит сделать, путь этот будет непростой, но трудности нам надо преодолевать, а не бояться их.

Деятельность НСОПБ направлена на создание благоприятной, прозрачной атмосферы для ведения бизнеса в области обеспечения пожарной безопасности, снятия административных барьеров, защиты прав и законных интересов организаций. А также разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, повышение качества предоставляемых работ и услуг, планомерную и всестороннюю работу по недопущению на российский рынок контрафактной продукции и некачественных услуг в области обеспечения пожарной безопасности.

Саморегулирование – это лишь одно из направлений нашей работы. Мы считаем, что национальное объединение саморегулируемых организаций должно быть добровольным. 315-ФЗ дает возможность объединяться СРО в ассоциации и союзы. Костяк наших членов – это некоммерческие организации, основанные на членстве лиц, работающих в области обеспечения пожарной безопасности (монтаж, ремонт, обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности), но наша сфера многогранна.

Так, например, производителям пожарно-технической продукции нет смысла объединяться в СРО. Поэтому для работы с ними мы создали комитеты и рабочие группы. Мы считаем, что добровольное саморегулирование ни в коем случае не тормозит обязательное, а лишь помогает его развитию. Необходимо показать государству свою состоятельность и компетентность. И только тогда вводить обязательность СРО в определённой сфере с целью определения обязательных для всех «правил игры», разработанных добросовестным бизнесом.

-Какой смысл для организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в области пожарной безопасности, становиться членами СРО? Дает ли это им сегодня какие-то конкурентные преимущества на рынке по сравнению с теми, кто оказывает те же услуги, не вступая в СРО? Как растет число СРО в составе вашего Национального союза, а также общее число членов, входящих в состав СРО в сфере пожарной безопасности? Не пугают ли потенциальных членов СРО высокие членские взносы и взносы в компенсационный фонд или еще какие-то требования со стороны саморегулируемых организаций?

Во многом перспектива развития саморегулирования в области пожарной безопасности зависит от окончательной редакции соответствующего законопроекта, который с 2010 года никак не может пройти все необходимые стадии согласования и принятия в Государственной Думе РФ. Но, не дожидаясь принятия и вступления в силу федерального закона об обязательном противопожарном саморегулировании, многие участники рынка добровольно объединились в саморегулируемые организации и на практике смогли реализовать достаточно весомые возможности, которые предоставляет статус саморегулируемой организации.

Основными функциями СРО является «разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль соблюдения требований указанных стандартов и правил». Как отмечается в докладе Министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева на заседании Правительства 29 января 2015 года «О совершенствовании системы саморегулирования» в настоящее время выявились следующие проблемы: «…Первая. Низкое качество стандартизации. На самом деле стандарты не стали стандартами профессиональной деятельности высокой репутации участников, как это есть в иных странах, где зачастую стандарты саморегулирования выше по своим требованиям, чем то, что установлено законодательством. В нашей ситуации в большинстве случаев это формальное переложение содержания требований законов в соответствующие профессиональные или предпринимательские стандарты. Низкая эффективность контроля саморегулируемых организаций за своими членами…».

В целях разработки и установления стандартов деятельности в начале 2014 года на базе НСОПБ приказом Росстандарта от 26 сентября 2014 г. № 1417 был создан технический комитет по стандартизации (ТК) в сфере услуг по пожарной безопасности. Разрабатываемые национальные стандарты основываются на стандартах предприятий, которые приняты рядом СРО в сфере обеспечения ПБ, что обуславливает рост числа членов наших НП и СРО. Таких стандартов организаций (СТО) сегодня сотни и они нуждаются в системной унификации. И, что немаловажно, огромный интерес они вызывают у производителей продукции.

Не секрет, что на рынке присутствуют недобросовестные организации, не желающие качественно оказывать услуги. Как с ними бороться? Рассмотрим, как организован контроль качества монтажа, ремонта и обслуживания систем и элементов противопожарной защиты в целом по стране, на примере Системы добровольной сертификации НСОПБ, принятой на вооружение рядом некоммерческих организаций в области пожарной безопасности.

Система добровольной сертификации НСОПБ успешно работает четыре года. Сегодня в Системе проводят работы по оценке соответствия около двухсот органов по сертификации и такое же количество испытательных лабораторий, которые территориально расположены в подавляющем большинстве регионов страны и даже в Крымском федеральном округе. Аттестовано около шестисот экспертов, функционируют четыре учебных центра по подготовке экспертов. Результаты нашей добровольной сертификации признаются рядом надзорных органов. В технических заданиях к тендерам уже нередко появляется требования к проверке качества услуги третьей стороной. Добросовестные организации приняли нашу Систему на вооружение.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в ряде СРО появились очереди на вступление. Это обусловлено, как необходимостью для будущих членов СРО выполнить ряд требований, а также ограниченными техническими возможностями по их приему. Это происходит в Приволжском, Южном, Сибирском федеральных округах. На вступление в члены СРО претендуют от 5 до 40 организаций.

Пока НП не торопятся получать статус саморегулируемой организации до принятия закона об обязательном СРО. Вместе с тем, количество ассоциаций и союзов, действующих в сфере пожарной безопасности продолжает расти. Это происходит в Приволжском и Южном федеральных округах. Для роста количества СРО в настоящий момент нами прилагаются усилия по реализации положения, изложенного в ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Так, в соответствии с частью 10 ст. 9 указанного Закона, плановая проверка членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10 % общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. При проведении внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации органы контроля (надзора) обязаны уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении внеплановой выездной проверки.

Пока эта статья закона не работает, потому что нет механизма. Но процесс запущен. Соответствующие предложения направлены в Минэкономразвития в рамках отзыва на проект Федерального закона «О федеральном, региональном и муниципальном контроле в Российской Федерации». По вопросу о высоких членских взносах – мы не работаем с коммерческими СРО, поэтому с этим проблем нет.

-Законопроект № 305620-5, который регулирует деятельность саморегулируемых организаций в сфере пожарной безопасности, до сих пор застрял в Госдуме на этапе второго чтения. Законопроект должен был вступить в силу с 1 июля 2011 года, но до сих пор не принят. Что мешает принятию этого закона? Насколько вероятно принятие этого закона в ближайшей перспективе? Какие плюсы даст этот закон для СРО в сфере пожарной безопасности?

Основной причиной считаю недоверие государства, что подвело нас к необходимости проведения Съезда. Мы считаем, что со стороны бизнес-сообщества созданы все условия для передачи части регулятивных функций: сформированы соответствующие институты, созданы условия для их функционирования, выработан инструментарий. На данный момент руководством страны утвержден курс передачи ряда функций регулирования в экономике от государства.

Мы предлагаем инициировать процедуру передачи государственных функций саморегулируемым организациям и введения в них обязательного членства. Другая причина – противодействие строительного сообщества и наличие так называемого «двойного регулирования в сфере пожарной безопасности». Целью предпринимательской деятельности в любой отрасли производства товаров (работ, услуг) является получение максимальной прибыли. Но установление стандартов и правил предпринимательской деятельности ограничивает рост прибыли. Необходимо с ними считаться, закладывать на их выполнение материальные средства. Максимальная прибыль достигается введением монополизма разного рода.

Поэтому предпринимательскому сообществу выгодно втянуть в свою «отрасль производства товаров (работ, услуг)» как можно больше «субъектов профессиональной деятельности различных видов». Деятельность по обеспечению пожарной безопасности, по предоставлению услуг электриков, сантехников, сварщиков необходима не в одной отрасли производства товаров (услуг, работ), а сразу в нескольких. Так, сварные работы необходимы и в строительстве, и в промышленности при производстве самолётов, нефтеналивных танкеров и т.д. Законодатель в 315-ФЗ под «единством отрасли производства товаров (работ, услуг)» понимал объединение в отрасль тех видов работ, которые встречаются только в этой отрасли. Таким образом, строительные СРО должны объединять организации, предоставляющие услуги застройщиков, генеральных подрядчиков, непосредственно возводящих здание и оказывающие другие виды работ, встречающиеся только в строительстве.

Но что мы видим в конечном итоге? Так, в Приказ № 624 Минрегионразвития России вошли общепромышленные виды работ и их там более 80%. Как будут вместе писать стандарты деятельности бульдозерист и сварщик, водопроводчик и сантехник? Как сантехник будет голосовать за принятия стандарта для вентиляторщика?

Сегодня для производства работ по монтажу систем и элементов противопожарной защиты на новостройках, при проведении капитального ремонта или реконструкции необходимо иметь допуск от саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства. В случае, если строительная организация по каким-то причинам сама не хочет производить эти работы, она имеет право взять на подряд организацию, которая имеет соответствующий допуск от саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства.

Нужно учесть тот факт, что в сфере оказания работ и услуг в области пожарной безопасности задействован, в основном, малый и микро-бизнес. А у него нет возможности платить в компенсационный фонд (не менее 300 тыс. рублей плюс страхование ответственности) целевые взносы на содержание, например, Национального объединения, и членские взносы, которые в некоторых СРО доходят до 30 тыс. рублей. Это не что иное, как возведённый «экономический барьер» для представителей малого и микро-бизнеса. Принятие закона позволит устранить имеющиеся противоречия, отделив пожарную безопасность от строительной отрасли.

-Считаете ли Вы, что вступление в СРО в области пожарной безопасности в перспективе должно быть обязательным, как например, сегодня в строительстве? Если СРО будут выдавать допуски для работы в области пожарной безопасности, то какие плюсы от этого получат организации и индивидуальные предприниматели, работающие в области пожарной безопасности, а самое главное потребители их услуг?

По-крайней мере, со стороны бизнес-сообщества созданы все условия для функционирования этого института, выработан определенный инструментарий. В вопросе саморегулирования почему то сложилось так, что все волнуются за того, кто предоставляет услуги, а вот о потребителе никто не вспоминает. В нашей сфере конечными потребителями являемся мы с вами.

Каждый из нас заинтересован, чтобы услуги в области обеспечения пожарной безопасности выполнялись с высоким качеством, чтобы не было сговора между заказчиком и производителем работ, чтобы тендер на оснащение школы системой оповещения не выигрывался тем, кто поставит меньшую цену и т.д. Уверенность в завтрашнем дне – вот что получит потребитель.

-Как при этом избежать в области пожарной безопасности таких недостатков, которые сегодня наблюдаются в ставших для строителей обязательных СРО? Например, таких как: неполная оплата членами СРО компенсационного фонда (оплата с годовой рассрочкой); выдача допуска к работам без включения СРО в реестр Национального объединения строителей; выдача допуска к работам для строительных организаций, фактически не имеющих своих специалистов (одних и тех же специалистов СРО оформляет сразу на несколько организаций). И т.д.

Для этого необходимо, чтобы закон, принятый на основе законопроекта № 305620-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности» полностью соответствовал базовому закону о саморегулировании. А также отвечал бы на такие важные вопросы: на кого он распространяется, какова величина компенсационного фонда, количество членов в СРО и как организуется переходный период?

Кроме того, в базовый закон нужно внести требования об обязательной публикации в реестрах СРО сведений о специалистах, работающих в той или иной организации-члене, данных об их образовании и информации о повышении квалификации.

-Считаете ли Вы, что институт независимой оценки пожарного риска должен обязательно развиваться через саморегулирование, либо возможны какие-то еще варианты? Как этот институт развивается сегодня в других развитых странах? Что мы можем позаимствовать из зарубежного опыта?

Хотелось бы отойти от неудачного определения «независимая оценка пожарного риска» и перейти к более правильному – «пожарный аудит». Тем более что в последних документах МЧС России используется именно этот термин. Фактически пожарный аудит во всем мире является альтернативой государственному пожарному надзору. Как это организовано?

В общем случае, любой собственник должен один раз в два года заполнить декларацию по безопасности на свой объект, воспользовавшись одним из трех вариантов:

1. Собственник может сам её заполнить и в этом случае к нему придет на проверку муниципальный инспектор, и в случае обнаружения несоответствия декларации или объекта установленным требованиям оштрафовать.

2. Собственник приглашает для подготовки декларации аудитора, который составляет и подписывает её только в том случае, когда все недостатки и несоответствия устранены. Муниципальный инспектор в таком случае не проводит проверку.

3. Собственник решил застраховать объект и приглашает страховую компанию, которая присылает аудитора на проверку. В зависимости от количества выявленных несоответствий ему назначается определённая сумма страховой премии. После заключения договора страхования муниципальный инспектор также не проверяет объект.

Собственник вправе сам выбрать наиболее подходящий для него вариант. Но, как правило, приходящий аудитор или аудитор страховой компании пользуются одними и теми же методиками проверки и документами отчетности, т.к. являются членами одной ассоциации аудиторов.

Сегодня в нашей стране реализованы первые два варианта. Но со своими недостатками. Декларация заполняется собственником один раз (нет определенной периодичности) и не несёт юридических последствий. Отсутствуют методики и формализированные типовые документы для второго и третьего вариантов. Нужно оговориться, что государство не обязано их разрабатывать, это дело бизнес-сообщества. У государства есть свой инспектор. Третий вариант не предусмотрен законодательством вообще.

Ряд стандартов, решающих поставленные проблемы был разработан в виде стандартов деятельности НП СРО «Национальное объединение специалистов (экспертов) в области оценки соответствия». Естественно, что они стали обязательными для членов СРО и не обязательны для остальных аудиторов, что привело к расцвету на рынке недобросовестной конкуренции.

Для устранения этих недостатков в настоящее время через ТК 001 «Производственные услуги» ведется работа по переводу стандартов СРО в разряд национальных. В этом году планируется принятие трех ГОСТов, посвящённых типовой форме заключения, порядку проведения и ведению реестра заключений. В настоящее время за рубежом ответственность за результаты экспертной деятельности ложится непосредственно на эксперта (в нашем случае на пожарного аудитора).

Ответственность перед обществом его очень высока и общество не имеет право допустить к экспертной деятельности недобросовестного специалиста. Подтвердить его компетентность может только сообщество компетентных в этой сфере деятельности профессионалов. В результате его ошибки материальные потери могут быть очень высоки, он сам не сможет по ним ответить. Другого пути, как объединения этих профессионалов в СРО, ещё не придумали.