Интервью главного государственного инспектора по пожарному надзору

Главный государственный инспектор Борис Борзов
Главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору
генерал-майор внутренней службы Борис Борзов дал интервью  Российской газете.
Противопожарная служба и МЧС в целом давно признаны мировым сообществом. Ваши специалисты котируются очень высоко. А есть области, где российские спасатели – абсолютные лидеры?
Борис Борзов: Есть. Мы занимаем ведущие позиции среди спасательных служб мира по оснащению спецоборудованием криминалистических лабораторий. Не будет преувеличением сказать, что дознание нашей противопожарной службы – одно из лучших в мире. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что дознание и судебно-экспертные учреждения, испытательные пожарные лаборатории за последние несколько лет получили оборудование, позволяющее установить причину возгорания на пожаре любой сложности. За счет пожарно-технических экспертиз, проводимых на высокоточном оборудовании, для нас не существует пожаров “непонятного происхождения”. То есть в 99% случаев причина пожара устанавливается с достаточной ясностью.Оборудование импортное?

Борис Борзов: В основном мы используем собственные научные разработки. В головном пожарном научно-исследовательском учреждении ВНИИПО создан и успешно работает специальный отдел.

И речь идет уже о создании на базе этого отдела специального центра, специалисты которого будут готовы оперативно вылететь с оборудованием в любую точку страны для проведения экспертизы особо сложных пожаров.

У МЧС есть несколько уникальных собственных новинок. Например, пожарный мобильный комплекс “Гюрза”.

Известно, что ущерб в результате пожаров бывает не только от огня, но и от воды при его тушении. Так вот “Гюрза” при своих малых габаритах позволяет мелкораспыленной струей тушить очаг возгорания при минимальном расходовании воды.

Есть и такие комплексы, которые в многоэтажном доме позволяют затушить загоревшуюся квартиру, не залив даже нижестоящий этаж и ближайших соседей. Все это является отечественной разработкой.

Какой опыт приобрело МЧС на Олимпиаде в Сочи?

Борис Борзов: Хорошо показала себя пожарная тоннельная техника. Перед самым началом Игр пришлось тушить возгорание в сочинском тоннеле после крупного ДТП. Пожар потушили в течение 30 секунд после того как лоб в лоб столкнулись и загорелись две машины с обслуживающим персоналом иностранных команд. Люди были спасены.

Интересным и успешным оказался опыт по применению переносного пояса спасателя для тушения малых очагов возгорания. Урн, мусоросборников в буфетах и тому подобного. А такие инциценты часто возникают при проведении массовых мероприятий.
Новые комплексы позволяют тушить квартиру, не залив даже нижестоящий этаж и ближайших соседей

Поясом оснастили 140 пожарных, патрулировавших территорию по всему периметру спортивных сооружений, разбитую на условные сектора. В комплект пояса входят пара огнетушителей, кошма, специальный химпорошок.

Для тушения мелких очагов возгораний не приходилось задействовать пожарные машины, гидранты, поднимать по тревоге пожарные части. Спортсмены и болельщики, как правило, ничего не замечали.

Как будет дальше развиваться ваша служба?

Борис Борзов: Развитие Госпожнадзора связано с переходом ко все большей профилактической работе. С этим, кстати, связано и изменение названия службы пожарных инспекторов. Теперь она называется департаментом надзорной деятельности и профилактической работы.

Это уже дало какой-то эффект? Или о каких-либо итогах и показателях эффективности говорить пока рано?

Борис Борзов: Нет конечно, работа только начата. Но уверен, что направление выбрано верное. Если раньше мы за нарушения штрафовали местные органы власти, больницы, детские дома, дома культуры, то есть всех тех, кто и так-то небогат, то теперь мы решили отойти от этой практики. Сегодня делается упор на инструктажи, на работу с конкретными людьми, на занятия, тренировки.

Я думаю, вы ведете речь о тех, кто допускал нарушения по недоразумению или от недофинансирования. Однако есть ведь и злостные нарушители, которые просто экономили на безопасности, как это было, например, в Перми в “Хромой лошади”. А такие жадные хозяева подобных заведений язык штрафов лучше понимают, чем ваши инструктажи.

Борис Борзов: Мы идем по такому пути: первый раз предупреждаем, а злостных нарушителей, как и прежде, будем карать рублем. И так дальше, вплоть до передачи материалов в суд.

Известно, что к тушению пожаров привлекается большое количество добровольцев – более 900 тысяч человек. Это реальные цифры?

Борис Борзов: Мертвых душ у нас нет! В МЧС России продолжается работа по реализации Федерального закона от 6.05.2011 N 100-ФЗ “О добровольной пожарной охране”. За прошлый год добровольцы самостоятельно потушили свыше 2 тысяч пожаров и приняли участие в тушении более 15 тысяч пожаров в качестве дополнительных сил, спасли около 500 человек. Кроме того, добровольцы более 16 тысяч раз принимали участие в проведении различного вида аварийно-спасательных работ.

Почти в 7 тысячах подразделений пожарной охраны организовано круглосуточное дежурство 50 тысяч добровольцев. При этом приоритет нашей работы по развитию пожарного добровольчества смещен с роста количественных показателей добровольной пожарной охраны на ее качественное обустройство как полноценного вида пожарной охраны.

Чем МЧС может привлечь добровольцев, ведь зарплату они не получают?

Борис Борзов:
Для того чтобы поднять престиж добровольчества, перед нами стоит вопрос обеспечения их социальной защиты. Мы работаем над законопроектом, который закрепил бы для добровольных пожарных дополнительные социальные гарантии, такие как предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для них время года, внеочередную установку телефона, устройство детей в детские сады, внеочередное оказание медицинской помощи в медицинских организациях, первоочередное приобретение по месту работы или учебы льготных путевок на санаторно-курортное лечение, преимущество при трудоустройстве в подразделения Государственной противопожарной службы при прочих равных условиях.

Какова основная по распространенности причина пожаров и где их больше: в городах или селах?

Борис Борзов: Главной причиной по-прежнему остается человеческий фактор. Большое количество пожаров происходит как в городах, так и сельской местности. Очевидно одно – наибольшее количество пожаров регистрируется в жилом секторе. Если перейти на цифры, то ежегодно там происходит порядка 70% (119 тыс.) пожаров от общего их количества. На пожарах отмечается наибольшее количество погибших, а именно 90% (11 тыс.) от общего их числа.

С 1 января вступили в силу изменения в статью 77 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ”, определяющие порядок организации надзора в отношении муниципальных образований. Справляетесь?

Борис Борзов: Стало даже проще. Теперь плановые проверки органов местного самоуправления можно проводить не чаще одного раза в два года. Также установлено, что внеплановые проверки проводятся органами государственного надзора по согласованию с прокуратурой субъекта РФ, принимаемого на основании поступивших обращений, а также в соответствии с поручениями президента, правительства либо по требованию прокуратуры.

Только что отметили 365-летний юбилей пожарной охраны России. Как профессионал что можете сказать об эффективности современной пожарной службы?

Борис Борзов: Судите сами. В 2013 году количество техногенных пожаров в сравнении с предыдущим годом уменьшилось в среднем на 6 процентов, а гибель на них людей – почти на 10 процентов. Это более 1000 сохраненных человеческих жизней! В этом и есть суть нашей работы и 365 лет назад, и сейчас – предупреждение беды, спасение людей и имущества.

Источник публикации: Российская Газета