Госпошлина за лицензирование МЧС будет увеличена в 40 раз
17.10.2025
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривает увеличение государственных пошлин за следующие действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием в области пожарной безопасности:
  • предоставление лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений-300 000 рублей;
  • внесение изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее – реестр лицензий) на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности - 100 000 рублей;
  • внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления в других случаях - 5 000 рублей;
  • предоставление лицензии на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры-300 000 рублей;
  • внесение изменений в реестр лицензий на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее – реестр лицензий) на основании заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности - 100 000рублей;
  • внесение изменений в реестр лицензий на основании заявления в других случаях - 5 000 рублей;
Наши рекомендации, что делать до вступления законопроекта в силу:

В случае, если у вас есть лицензия.

  • Проверьте соответствие адресов, указанных в реестре лицензий сведениям из ЕГРЮЛ и вашему фактическому местонахождению (договору аренды или собственность). Если они не совпадают до символа - не ждите, внесите изменения.

Мы всегда готовы вам помочь, проконсультировать или взять полностью сопровождение процедуры внесения изменений в лицензию МЧС на себя.


Если вы только планируете начать работу в отрасли пожарной безопасности - оцените риски, планируемые и реальные объемы работ, доступность трудовых ресурсов, которые вы сможете привлечь. И - вперед ! Получите лицензию МЧС. "Под лежачий камень вода не течет"
Если есть вопросы - не стесняйтесь - воспользуйтесь любой контактной формой на сайте, звоните или пищите. Мы всегда готовы поделиться своим многолетним опытом в отрасли.
Консультации, обучение специалистов и ответственных за монтаж, аренда оборудования и помощь в получении лицензии МЧС.

Легче с нами, чем самостоятельно.

Обоснование изменений:

Пояснительная записка к проекту федерального закона

«О внесении изменений в статью 333.33 части второй

Налогового кодекса Российской Федерации»


Законопроект вносится в целях актуализации размеров государственной пошлины за предоставление лицензии и внесение изменений в реестр лицензий на виды деятельности в области пожарной безопасности, а также введения государственной пошлины за проведение освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, которое в настоящее время является бесплатным. Предлагаемые законопроектом изменения направлены на повышение лицензиатами качества выполняемых работ и оказываемых услуг, исключение недобросовестных организаций из сферы деятельности, связанной

с обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан, обороне и безопасности государства, а также обусловлены сложностью и трудоемкостью осуществляемых МЧС России административных процедур.


Так, проектом федерального закона предусматривается увеличение размера государственной пошлины на виды деятельности в области пожарной безопасности: за предоставление лицензии – с 7,5 тыс. руб. до 300 тыс. руб., внесение изменений в реестр лицензий в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах– с 3,5 тыс.руб. до 100 тыс. руб. Внесение изменений в реестр лицензий в других случаях с 750 руб. до 5 тыс. руб.

В настоящее время в Российской Федерации 51039 организаций, имеющих лицензии МЧС России, из них 976 организаций осуществляют деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах,

на производственных объектах и объектах инфраструктуры (далее – тушение пожаров) и 50063 - по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - монтаж).

Из 976 организаций, осуществляющих деятельность по тушению пожаров,586 (60% от общего количества лицензиатов) организаций относятся к подразделениям частной пожарной охраны, оказывающим услуги в области пожарной безопасности на основе заключенных договоров.

Ежегодно количество лицензиатов увеличивается в среднем более чем на 4 тыс.

Так в период с 2020 по 2025 год МЧС России предоставлено 17 928 лицензий по монтажу и 273 по тушению пожаров.

В указанный период также внесено 17 172 изменения в реестр лицензий по монтажу и 572 изменения в реестр лицензий по тушению пожаров.


Согласно статистическим данным на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля2025 г. лицензирующими органами МЧС России по заявлениям лицензиатов прекращено 357 лицензий по монтажу и 20 лицензий по тушению пожаров, оформлено новых лицензий -1583 по монтажу и 8 по тушению пожаров.

Кроме того, в указанный период 2025 г. лицензирующими органами МЧС России по причине непредставления заявления о периодическом подтверждении лицензиатами лицензионных требований приостановлено действие 2 668 лицензий по монтажу и 28 лицензий по тушению пожаров, из которых возобновлено – 1 370 по монтажу и 4 по тушению пожаров.

Также в период с 09.12.2024 по 01.07.2025 прекращено действие 2 748 лицензий по монтажу и 36 лицензий по тушению пожаров по причине непредставления заявления о периодическом подтверждении лицензиатами лицензионных требований.

Недобросовестные лицензиаты, в действиях которых выявлены нарушения лицензионных требований и действие лицензии приостанавливается за грубые нарушения лицензионных требований, а также по решению судов аннулируются, обращаются в МЧС России с заявлением

о прекращении действия лицензии и сразу же подают заявление на получение аналогичной новой лицензии, уплачивая государственную пошлину в размере 7 500 руб. и не устраняют нарушения, допущенные на объектах защиты.

При этом у МЧС России отсутствуют законные основания для отказа в прекращении действия действующей лицензии и выдачи новой лицензии на оказание услуг в области пожарной безопасности.

Действующий размер государственный пошлины, а также простой порядок получения лицензии способствует тому, что значительная часть лицензиатов получают лицензии для выполнения разовых работ в целях извлечения прибыли.

В большинстве случаев дальнейшая деятельность такими лицензиатами не ведется, что влечет за собой недоверие со стороны заказчиков, а также снижение качества выполненных работ, гарантийных обязательств и обслуживания систем противопожарной безопасности.

Вместе с тем ежегодно органами государственного пожарного надзора выявляется значительное количество нарушений, связанных с монтажом и эксплуатацией систем противопожарной защиты зданий и сооружений. Так, только за 2024 год выявлено практически 33 тысячи таких нарушений.

Только в 2024 году в отношении организаций, осуществляющих данную деятельность возбуждено957 административных дел.

Необходимо отметить, что от качества выполняемых работ и оказания услуг лицензируемой деятельности в области пожарной безопасности зависит безопасность жизни и здоровья граждан и непосредственно затрагивает их конституционные права и свободы.

В 2024 г. за несоблюдение лицензионных требований лицензирующими органами МЧС России приостановлено действие

более 4000 лицензий, а по состоянию на 1 июля 2025 г. приостановлено действие более 3 500 лицензий.

На сегодняшний день в адрес МЧС России поступило 1 242 024 уведомлений, из них: 794 909 о начале выполнения работ (оказания услуг) и 447 115 об окончании выполнения работ (оказания услуг).

Проведенный анализ поступивших уведомлений показал следующее.

При осуществлении деятельности по монтажу лицензиатами подано 1 240494 уведомлений, из них: 793924 о начале выполнения работ (оказания услуг) и 446 570 уведомлений об окончании выполнения работ (оказания услуг).

При осуществлении деятельности по тушению пожаров лицензиатами подано 1 530 уведомлений, из них: 985 о начале выполнения работ (оказания услуг) и 545 уведомлений об окончании выполнения работ (оказания услуг).

При этом установлено, что только 9 356 лицензиатов направили 678 086 уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), что в среднем составляет по 72 уведомления от 1 лицензиата.

По данным МЧС России около 20 тыс. лицензиатов, имеющих лицензию на монтаж, фактически работы (услуги) не выполняют.

Все это показывает, что существующее государственное регулирование вышеуказанных видов деятельности не позволяет в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз.

Следует подчеркнуть, что за последние 10 лет на территории Российской Федерации произошло более 5 тыс. пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были не исправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа. На этих пожарах погибло 388 граждан и 652 получили травмы различной степени тяжести, прямой ущерб от которых составил свыше 8 млрд. рублей.

В качестве примера могут быть приведены следующие события:

– 11.03.2015 – пожар в торговом доме «Адмирал» в г. Казани (водяная установка (модуль) пожаротушения не сработала (неисправна), здание площадью 21 760 кв.м полностью уничтожено, погибло 16 человек, в том числе 1 сотрудник пожарной охраны, получили травмы 48 человек, в том числе 3 сотрудника пожарной охраны, прямой ущерб составил более 1,5 млрд. руб.);

– 25.03.2018 - пожар в ТРЦ «Зимняя вишня» г. Кемерово (автоматическая система противопожарной защиты была переведена в ручной режим работы и выключена в критический момент, пожарная сигнализация не сработала (неисправна), водяная установка (модуль) пожаротушения не сработала (неисправна) (60 погибших, в том числе 37 детей, 79 человек получили травмы));

– 01.06.2019 – пожар в складском здании в закрытом административно-территориальном образовании (особо важной и режимной организации)(пожарная сигнализация не сработала (неисправна), уничтожено 7, повреждено 54 здания, сооружения, уничтоженная пожаром площадь – 1 540 кв.м).

– 08.04.2020 – пожар в частном доме престарелых ООО «СК «Третий возраст» в г. Москве (пожарная сигнализация не сработала (неисправна), погибло 10 человек, получили травмы 11 человек, в том числе 1 сотрудник (работник) пожарной охраны);

– 09.11.2021 – пожар в здании холодильника для хранения пищевых продуктов в г. Санкт-Петербурге (пожарная сигнализация не включена, поврежденная площадь – 2 000 кв.м, уничтожено 4 ед., повреждено 5 ед. автотракторной и др. техники, прямой ущерб более 1,39 млрд. руб.);

– 19.11.2021 – пожар в производственном здании в г. Ульяновске (пожарная сигнализация не сработала (неисправна), система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре не сработала (неисправна), поврежденная пожаром площадь здания составила 5 000 кв.м, уничтожено 2 ед. автотракторой и др. техники).

Статистика пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации с 2015 г. по настоящее время свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты (далее – АППЗ).

При пожарах, на которых системы АППЗ не сработали погибает и получают травмы в 4 и 2 раза больше людей соответственно, площадь, уничтоженная пожаром, возрастает в 2,2 раза, а количество уничтоженных объектов увеличивается более чем в 5 раз.

Также, статистические данные по пожарам и их последствиям свидетельствуют о ежегодной гибели людей при пожарах порядка8 тысяч человек в год, из которых более 70% погибает от отравления токсичными продуктами горения.

Увеличение государственной пошлины будет способствовать осознанному получению лицензии в области пожарной безопасности, повышению качества выполняемых работ (услуг), направленных на защиту жизни и здоровья граждан, обороне и безопасности государства.

От уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом

4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Проектом закона также предлагается освободить от уплаты государственной пошлины за предоставление лицензий государственные учреждения, созданные федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также проектом федерального закона предусматривается увеличение размера государственной пошлины за государственную регистрацию в реестре маломерных судов – с 1 800 руб. до 2 000 руб., за государственную регистрацию изменений, вносимых в реестр маломерных судов, – с 400 руб. до 600 руб., за государственную регистрацию ограничений (обременений) прав на маломерное судно – с 1000 руб. до 1 200 руб.

Законопроектом предусматривается также увеличение размера государственной пошлины за замену удостоверения на право управления маломерными судами, используемыми в некоммерческих целях, с 650 руб. до 2000 руб.

Законопроектом предлагается введение государственной пошлины за освидетельствование в зависимости от длины маломерного судна – до 10 м – 1 000 рублей, от 10 до 15 м – 5 000 рублей, от 15 до 20 м – 10 000 рублей.

Введение прогрессивной шкалы государственной пошлины за освидетельствование маломерных судов основано на следующем.

Размер пошлины должен отражать объем трудозатрат и ресурсов, которые государство (в лице государственных инспекторов ГИМС МЧС России) тратит на проведение освидетельствования маломерного судна. Освидетельствование более крупного маломерного судна является более сложной и длительной процедурой.

Взимание государственной пошлины за освидетельствование маломерных судов длиной до 10 метров не создает избыточное финансовое бремя и доступно для широкого круга граждан, являющихся судовладельцами.

Освидетельствование судов длиной от 10 до 15 метров в соответствии с законопроектом облагается государственной пошлиной по средней ставке, поскольку указанную длину имеют более серьезные катера и яхты. Они имеют более сложное устройство: несколько помещений, системы навигации и связи, сантехнические системы, более мощные двигательные установки. Их освидетельствование требует больше времени и квалификации государственного инспектора.

Размер государственной пошлины за освидетельствование маломерных судов длиной от 15 до 20 метров в 2 раза выше, чем для второй категории, поскольку предполагает освидетельствование самых крупных видов маломерных судов, представляющее комплексную многочасовую процедуру с детальной проверкой всех отсеков, конструкций, систем пожаротушения, водонепроницаемости переборок и т.д. Работа государственного инспектора ГИМС МЧС России при освидетельствовании таких судов сопряжена с высокой степенью ответственности.

В этой связи введение дифференцированной государственной пошлины за освидетельствование маломерного судна в зависимости от его длины обусловлено необходимостью соблюдения принципов справедливости и соразмерности.

Размер пошлины устанавливается в прямой зависимости от трудоемкости административной процедуры, которая коррелирует с длиной судна, а также от уровня потенциальных рисков, связанных с эксплуатацией судна. Таким образом, предлагаемая шкала обеспечивает полное или частичное возмещение затрат государства на предоставление данной услуги, при этом сохраняя ее доступность для владельцев маломерных судов.

Также законопроектом предполагается введение государственной пошлины за выездное освидетельствование маломерных судов – 100 000 рублей.

По результатам проведения примерных расчетов затрат на выездное освидетельствование маломерных судов, проведенных территориальными органами МЧС России, установлено, что размер данных затрат варьируется от 20 руб. до 203 000 руб. По результатам проведется анализа проведенных расчетов законопроектом предлагается среднее значение государственной пошлины в размере 100 000 руб.

Проектом федерального закона предусматривается также введение новых государственных пошлин, за выдачу справки о наличии или отсутствии маломерных судов – 200 рублей, за выдачу выписки из реестра маломерных судов, содержащую информацию об истории регистрационных действий с маломерным судном, – 1 000 рублей.

С декабря 2024 г. МЧС России совместно с Минцифры России запущена услуга по выдаче справки о наличии или отсутствии маломерных судов. По состоянию на июнь 2025 г. в МЧС России поступило более 108 тыс. заявлений.

Принимая во внимание временные и трудозатраты со стороны сотрудников ГИМС, проектом федерального закона предусматривается введение новой государственной пошлины за выдачу справки о наличии или отсутствии маломерных судов – 200 рублей.

Также законопроектом предусматривается введение новой государственной пошлины за выдачу выписки из реестра маломерных судов, содержащую информацию об истории регистрационных действий с маломерным судном, – 1 000 рублей.

В целях законодательного регулирования содержания данных документов и порядка предоставления таких услуг в настоящее время ведется работа по установлению в административном регламенте предоставления государственной услуги по государственной регистрации маломерных судов подуслуг по выдаче справки о наличии или отсутствии маломерных судов и выдаче выписки из реестра, содержащей информацию об истории регистрационных действий с маломерным судном, предусматривающая, в том числе утверждения форм выдаваемых документов и их содержание.

Реализация предусмотренных законопроектом полномочий будет осуществляться действующими должностными лицами в пределах установленной штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных МЧС России федеральным бюджетом, и позволит более эффективно регулировать общественные отношения, складывающиеся

в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации,

а также безопасности людей на водных объектах.

Ожидаемое ежегодное поступление в федеральный бюджет, связанное с введением пункта 923 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренное пунктом 1 проекта Федерального закона, в среднем составит при предоставлении лицензий около 630млн. руб. и при внесении изменений в реестр лицензий более 160 млн. руб.

Ожидаемое ежегодное поступление в федеральный бюджет, связанное с введением подпункта 67.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотренное пунктом 1 проекта Федерального закона, при проведении освидетельствования маломерных судов в среднем составит 200000 тыс. руб., подпункта 67.2 Налогового кодекса Российской Федерации, - 24000 тыс. руб., подпункта 67.3 Налогового кодекса Российской Федерации, - 3000 тыс. руб.

Увеличение по отношению к действующим размерам государственной пошлины, предусмотренным подпунктами 59-61, 68 Налогового кодекса Российской Федерации, составит около 52 000 тыс. руб.

Увеличение по отношению к действующим размерам государственной пошлины составит по первому показателю на 22 770 тыс. руб., по второму – 14 189,5 тыс. руб.

Вступление в силу изменений, касающихся установления государственной пошлины за проведение освидетельствования маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, с учетом пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации планируется с 1 января 2026 г.

Наступление негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации предлагаемых решений, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, не прогнозируется.

В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также при рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Осуществление мероприятий по реализации законопроекта не относится к сфере реализации каких-либо государственных программ Российской Федерации и не влияет на достижение их целей.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

На рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, аналогичных по своему содержанию представленному законопроекту, не находится.

Вопрос: В связи с утратой силы приказа МЧС России № 806 какое образование должны иметь и какое обучение должны пройти с 01.09.2025 работники, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты.

Ответ: В связи с утратой силы приказа МЧС России № 806 с 01.09.2025, лица, указанные в пункте 1 приложения № 4 к приказу МЧС России № 1120, ранее прошедшие обучение минимуму пожарно технических знаний2, а затем обучение по одной из дополнительных профессиональных программ – программ повышения квалификации, в соответствии с требованиями пункта 2 приложения № 4 к приказу МЧС России № 11203 для исполнения обязанностей, связанных с обеспечением пожарной безопасности, должны пройти обучение мерам пожарной безопасности по дополнительной профессиональной программе – программе переподготовки в области пожарной безопасности.

Дальнейшее обучение мерам пожарной безопасности проводится по дополнительным профессиональным программам – программам повышения квалификации в области пожарной безопасности с периодичностью, устанавливаемой работодателем в силу положения статьи 196 Трудового кодекса Российской Федерации для собственных нужд.

Вопрос: Какие вопросы пожарной безопасности возлагаются на арендатора помещения.

Ответ: Разграничение ответственности за обеспечение пожарной безопасности объекта защиты является предметом условий договора аренды, который закрепляет права и обязанности сторон по вопросам соблюдения требований пожарной безопасности.

В этой связи во избежание возможных двусмысленностей формулировок, касающихся устройства и обслуживания систем противопожарной защиты объектов, при заключении договора целесообразно привлекать специалиста, обладающего знаниями в области пожарной безопасности.

Одновременно лица, на которых возложена трудовая функция по проведению противопожарных инструктажей, должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 6 приложения № 1 к приказу МЧС России № 1120.
Последние новости