В связи в вступлением в силу Приказа МЧС N 1120 необходимо проведение внепланового противопожарного инструктажа
06.10.2025
Помните апрельское письмо МЧС о порядке применения приказа 1120.

В нем нас убедили, что особо ничего не меняется, внеплановых инструктажей с 1 сентября не требуется.

И вот, должностные лица МСЧ решили передумать.

В связи в вступлением в силу Приказа МЧС России N 1120 с работниками организации необходимо проведение внепланового противопожарного инструктажа.
МЧС России развернулось на 180 градусов?
В сентябре 2025 года Департамент надзорной деятельности МЧС выпустил письмо за подписью заместителя директора В.Ю. Негодуйко, которое стало ответом на обращение. Суть письма сводится к одному ключевому выводу: в связи с вступлением в силу самого Приказа МЧС № 1120 со всеми работниками организации необходимо было провести внеплановый противопожарный инструктаж.

Это заявление выглядит как прямое следствие пунктов самого приказа, где сказано, что инструктаж проводится при введении в действие новых нормативных актов. Логика казалась железной: новый приказ — новый инструктаж. Этой позиции, судя по всему, изначально и придерживалось министерство.

Однако в том же письме содержится скрытая «отмена» этой же строгой позиции.

В финальной части документа МЧС оговаривается, что данное письмо не является нормативным правовым актом и его разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных предписаний. Более того, оно «не препятствует возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства».

И здесь возникает правовая петля. Сам Приказ № 1120 — это и есть норма законодательства. А он, в своем подпункте 5, предусматривает проведение внепланового инструктажа по решению руководителя организации. То есть, обязанность проводить его автоматически при любом изменении нормативных актов не является безальтернативной. У работодателя есть право оценить необходимость такого инструктажа в каждом конкретном случае.
Что же мы теперь видим на практике?
1. Первая позиция (де-факто): «Приказ вступил в силу — всем срочно на инструктаж».
2. Вторая позиция (де-юре, согласно оговорке): «Наше требование не общеобязательно, действуйте на свое усмотрение, прямо следуя закону».

Таким образом, МЧС, с одной стороны, дает формальную «отмашку» проводить инструктаж, а с другой — юридически снимает с себя ответственность за это прямое указание, отсылая руководителей к тексту приказа, где у них есть свобода маневра.

Для бизнеса такая двойственность создает поле неопределенности. Проводить массовый инструктаж — затраты времени и ресурсов. Не проводить — риск получить штраф от проверяющего, который может трактовать первоначальную часть письма как руководство к действию.

Фактически, МЧС совершило виток вокруг собственной нормы, создав ситуацию, когда его же разъяснение требует разъяснения. Остается надеяться, что следующее письмо ведомства будет более последовательным и развернется к ясности правоприменения, которой так не хватает.

Письмо МЧС России от 19.09.2025 N ИГ-19-14-1263 "О рассмотрении обращения"


19 сентября 2025

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ

ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ

ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 19 сентября 2025 г. N ИГ-19-14-1263

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ


Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы обращение, поступившее в МЧС России в форме электронного документа, рассмотрено и сообщается следующее.

Подпунктом 1 пункта 12 приложения N 1 к приказу МЧС России от 16.12.2024 N 1120 "Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (далее - Приказ МЧС России N 1120) установлено, что внеплановый противопожарный инструктаж проводится, в том числе, при введении в действие новых или внесении изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы по пожарной безопасности, содержащие требования пожарной безопасности, применимые для объектов защиты.

Вместе с тем подпунктом 5 пункта 12 приложения N 1 к Приказу МЧС России N 1120 предусмотрена возможность проведения внепланового противопожарного инструктажа по решению руководителей организаций и граждан.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" положения приказа МЧС России N 1120 являются обязательными требованиями, внесены в реестр обязательных требований и являются предметом оценки органов государственного пожарного надзора.
Учитывая изложенное, в связи в вступлением в силу Приказа МЧС России N 1120 с работниками организации необходимо проведение внепланового противопожарного инструктажа.

При этом сообщается, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не направлено на установление, изменение или отмену правовых норм, имеет информационный характер, а содержащиеся в нем разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы

В.Ю.НЕГОДУЙКО

Последние новости